Класс вязкости смазочного масла определяется Обществом автомобильных инженеров (SAE). Масла можно разделить на масла с несколькими классами вязкости и масла с одним классом вязкости. Масла с несколькими классами вязкости должны соответствовать двум спецификациям по вязкости, их класс вязкости состоит из двух чисел, например 10W-40: 10W означает вязкость при низкой температуре («зимняя»), 40 означает вязкость при высокой температуре («летняя»). В настоящее время большинство автомобильных моторных масел являются многоцелевыми, в то время как масла для ограниченного использования, например, для сезонных двигателей, таких как газонокосилки, часто являются одноцелевыми.
Категории вязкости по SAE представляют собой классификацию моторных смазочных масел только с точки зрения реологии и предназначены для использования производителями двигателей при определении категорий вязкости моторных масел, рекомендуемых для использования в их двигателях, а также производителями масел при разработке и маркировке своей продукции.
В стандарте SAE J300 определены две серии классов вязкости: (а) те, которые содержат букву W, и те, которые не содержат букву W. Масла с одним классом вязкости («одноклассные») с буквой W характеризуются максимальной низкотемпературной вязкостью при запуске двигателя и прокачивании, а также минимальной кинематической вязкостью при 100 °C. Однокомпонентные масла без буквы W имеют минимальную и максимальную кинематическую вязкость при 100 °C и минимальную высокотемпературную вязкость при высокой скорости сдвига, измеренную при 150 °C и 1 млн оборотов в секунду. Многокомпонентные масла («мультикомпоненты») определяются по всем следующим критериям:
a. Максимальная вязкость при низкотемпературном проворачивании и перекачке.
б. Кинематическая вязкость при 100 °C, которая находится в пределах допустимого диапазона для одной из классификаций, не относящихся к W.
c. Минимальная высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига при 150°C и 1 миллионе оборотов в секунду.
Низкотемпературная вязкость
Высокотемпературная вязкость
Кинематическая вязкость при 40 °C и 100 °C — вязкость при низкой скорости сдвига — определяется в соответствии со стандартом ASTM D445, при этом альтернативный метод в соответствии со стандартом ASTM D7042 даёт сопоставимые результаты. Вязкость при высокой скорости сдвига (10/с) при высокой температуре 150 °C — вязкость при высокой скорости сдвига — определяется в соответствии со стандартом ASTM D4683, CEC L-36-A-90 (ASTM D 4741) или ASTM DS481.